среда, 20 февраля 2013 г.

Выставка «Зимняя Радуга»

Мы все верим в чудо, ждем его с особенным нетерпением накануне Нового года. Поэтому организаторы выставки с удовольствием создали атмосферу новогоднего праздника: лесная елочка украшена золотыми шишками, у ее подножия в роли Снегурочки уютно присела... принарядившаяся Баба Яга с ласковым выражением лица и румяным пирожком в руке, множество снеговичков, Дедов Морозов, арт-елочек, ангелочков и других сказочных персонажей! Но весь этот прелестный антураж - на радость ребятне и сопровождающим их взрослым. А в эпицентре внимания - произведения мастеров, где, так или иначе, присутствует тема русской зимы. Замечено, что зима — нечастая тема у художников. Это суровое время года гонит с пленера, да и на природные краски сезон скуп. То ли дело летнее многоцветье! А кинешемские художники, не смотря ни на что, вдохновились предложенной темой и доказали обратное! Вот почему в экспозиции расцвела «Зимняя радуга» - великолепная в силу своей многожанровости и разнообразия стилистики каждого из 18 представленных авторов.
Мы знаем, что радуга сложна и многоцветна. И в то же время это упорядоченная гармония, вобравшая в себя все Мироздание. Так, в унисон природе, несмотря на разность почерков, приемов и средств выразительности, используемых авторами, экспозиция получилась слаженной, показав глубинное единство культуры и эстетики кинешемских художников.

Безусловно, на выставке присутствует зимний пейзаж - множество образов, традиционных (Б.Ботоногов, С.Дюпинский, А.Лемеш, Т.Уруева-Смирнова) и новаторских (В.Шлюндин, А.Трегубова, В.Шагин, Б.Козлов). Каждому пейзажу соответствует определенный душевный настрой. Одни картины «дышат» морозом (Б.Ботоногов «У трубочки», С.Дюпинский «Заснеженный бульвар»), другие же, как это ни странно, ссылаясь на зимнюю тематику, наполняют зрителя солнечной энергетикой. Именно необычайной эмоциональной теплотой притягивают зрителя работы И.Беляева. Этот художник отличается особым даром передачи солнечного света, основанным на приеме смелого использования соотношения цветовых контрастов («Розовая зима»). Рядом с картиной, наполненной солнечной теплотой, размещена картина известного жанриста В.Шлюндина «Первый снег», наполненная глубинной философией. Казалось бы, обычная бытовая сцена из жизни деревенских жителей: девушка с коромыслом спешит на колодец и путник, судя по одежде, находящийся в пути давно и надолго. Но это только поверхностная фабула, объект для выражения чувств. А они у автора далеко не однозначные. Даже не будучи знакомым с автором, можно догадаться о его любви к уходящей русской деревне с ее незатейливым добрым укладом, красотой и простодушием. В картине и радость, и лёгкая грусть. Это смешение чувств передано на лаконичном цветовом контрасте: белый снег, вызывающий ассоциацию с чистотой русской душой и темная гладь воды. Магически завораживающая, она вызывает смятение, тревогу за судьбу деревни. Обозначенные в пейзаже люди тоже несут смысловой образ. Они заданы на ритмическом (стремительность молодой женщины и статика мужской сутулой фигуры) и цветовом («веселый» женский наряд и аскеза мужского костюма) контрастах, как нескончаемое противоречие юности и зрелости, порыва и мудрости, сиюминутности и вечности.
Представленные на выставке работы: то нежные, романтические, то шутливые, ироничные - соседствуют с монументальными классическими пейзажами. Один из них - «Зимний берег Кинешмы» художника Е. Трофимова, работы которого, как правило, смелы в цвете, декоративны, театральны. Эта работа — не исключение: автор причудливым образом преобразует нависшие над городом облака в театральный занавес, который приоткрывает нам яркое действо, где перед зрителем во всем величии предстает освещенный солнцем зимний город, кокетливо демонстрирующий все свои архитектурные изыски. 
Совершенно иное состояние природы мы видим в импрессионистических опытах Б.Козлова. Мерцание цветовых пятен и их сочетание создает иллюзию постоянно меняющегося мира. Необычны и интригующи декоративные работы Р.Красновой, молодой художницы, с безусловным талантом которой зрителю Кинешмы еще предстоит счастливое знакомство. Ее художественная интерпретация действительности привлекает и завораживает («Три Грации», «Образность мышления»).

Выставка экспонировалась все зимние месяцы. Посетители Художественного салона смогли полюбоваться настоящей русской зимой, и при этом им было тепло и уютно.

Комментариев нет: